- КОРАН
КОРА́Н (араб. куран, букв. чтение), священное писание ислама и первый письменный памятник арабской литературы; собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитвенных назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме «пророческих откровений» в Мекке и Медине между 610 и 632 и положивших начало религиозному учению ислама.
При жизни Мухаммеда тексты К. передавались главным образом по памяти, однако, существовали записи отдельных «откровений». Первые записи полного текста К. сделаны вскоре после смерти Мухаммеда в 632. Между 650 и 655 по приказу халифа Османа на основе имевшихся записей и свидетельств лиц, знавших проповеди наизусть, был составлен свод текста К. (т.н. Османова редакция), постепенно вытеснивший другие версии и затем признанный каноническим. Самые ранние сохранившиеся списки К. относятся к рубежу VIIVIII вв. Османов текст К. содержит 114 сур (глав) разной величины, которые по времени и месту произнесения мусульманская традиция делит на «мекканские» (610 622, Мекка, 90 сур) и «мединские» (с 622, Медина, 24 суры). Многие суры включают «откровения» или их фрагменты, часто не связанные тематически и относящиеся к разным периодам пророчества. «Откровения» состоят из ритмических или смысловых отрывков, называемых стихами (айат).
Основное содержание К. осуждение язычества, проповедь идеи единого бога (аллаха) как первопричины жизни и первотворца мироздания, предупреждение о страшном суде, описания ада и рая, полемика с язычниками, иудеями и христианами, назидательные рассказы о гибели народов, отвергнувших своих пророков, основанные на апокрифических иудео-христианских преданиях и древнеарабском фольклоре, религиозно-правовые предписания, определяющие «угодный богу» образ жизни и поведения мусульман, некоторые правила обрядности и отправления культа. Основные религиозно-философские идеи К., сюжеты многих рассказов и притч (напр., о сотворении мира, первородном грехе, об Адаме и Еве, егип. плене и исходе иудеев, легенда об Иосифе Прекрасном, об Иисусе Христе и др.) восходят к бытовавшим в Аравии сектантским формам иудаизма и христианства. Они рассматриваются в К. как религии, предшествовавшие и генетически родственные исламу; некоторое влияние на идеологию К. оказали также зороастризм и манихейство.
Будучи по преимуществу религиозным и законодательным памятником, К. является в то же время памятником мировой литературы. Литературы народов мусульманского Востока содержат цитаты из К., отголоски его мотивов и образов. К. и особенно комментарии к нему явились источником популярных в средние века легенд на коранические сюжеты (напр., легенда об Иосифе Прекрасном и жене егип. вельможи составила основу многочисл. вариантов повести «Юсуф и Зулейха»). Стилизация отдельных стихов и сур К., поэтические отклики на его мотивы содержатся и в произведениях западноевропейских и русских поэтов и писателей (напр., в «Западно-восточном диване» И. В. Гёте, в «Подражаниях Корану» А. С. Пушкина).
Научное изучение К. началось в Европе в XIX в. С текстом К. в Европе впервые познакомились по латинским обработкам XIIXVI вв. В 1647 вышел французский перевод А. Дю Рие. Начало научным переводам К. на европейские языки положил комментированный латинский перевод Л. Марраччи (Падуя, 1698). Лучшие современные европейские переводы К. Р. Блашера (Париж, 1957 1959) и Р. Парета (Штутгарт, 1963 1966). В России арабский текст К. впервые издан в 1787; первые русские переводы К.: П. Посникова (СПБ, 1716), анонимный (1-я четв. XVIII в.), М. Веревкина (СПБ, 1790), А. В. Колмакова (СПБ, 1792), К. Николаева (М., 1864), основаны на западноевропейских переводах. С арабского оригинала К. перевели Д. Богуславский (1871, не опубл.), Г. С. Саблуков (Казань, 1878, и др. издания), А. Е. Крымский («Суры старейшего периода», М., 1905), И. Ю. Крачковский.
Тексты:
ал-Куран, Каир, 1896; 4 изд., 1928;
Коран, Таш., 1960;
Коран, пер. и комментарии И.Ю. Крачковского, М., 1963 (есть библ.).Литература:
Бартольд В. В., Соч., т. 6, М., 1966;
Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV вв., Л., 1966 (есть библ.);
Массэ А., Ислам. Очерк истории, пер. с франц., М., 1961; 3 изд., М., 1982.П. А. Грязневич.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.